Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на сайте Детки-Мамки. Ведь он создан специально для Вас и ваших детишек. Здесь собрана полезная информация о росте, развитии и воспитании детей, а также стихи, песни и сказки для ваших деток. Заходите в гости! Мы Вам очень рады!

Мелкая моторика рук. Развитие моторики у детей.

17 Сентябрь, 2012
By

Игры, развивающие моторику 

Ученые установили тесную взаимосвязь между тонкой моторикой рук и речью: чем точнее и слаженнее работа пальцев, тем лучше речь.

развитие моторики

Сейчас педагоги детских садов и школ часто сетуют, что тонкая моторика рук у современных детишек не развита. Дошкольники и младшие школьники не могут правильно держать ни карандаш, ни ручку, они не справляются с ножницами, а также с застежками на собственной одежде и обуви.
Это многое объясняет. Например, то, что появление устной речи у таких малышей запаздывает, а у школьников в тетрадях сплошь и рядом встречается корявый почерк и масса ошибок. Необходимо проводить различные развивающие пальчиковые игры с ребенком для развития мелкой моторики рук.

Мелкая моторика рук. Где она «прячется»?

Может быть, и вам приходилось вспоминать, как в детстве вы пристраивались на коленях у старенькой бабушки. Бабушка перебирала детские пальчики, поглаживала их и что-то приговаривала. Кажется, это «Сорока» или какая-то другая пальчиковая игра, слов которой уже не вспомнить. Но зато сохранилось ощущение блаженства и волшебной умиротворенности этих минут. Бабушкины забавные потешки и ласковые прикосновения действовали тогда завораживающе.
Все знают, что лет так сто или двести назад девочек с малолетства учили рукоделию. В пять лет они могли шить одежду для кукол, вышивать гладью и крестиком, вязать, плести изделия из бисера. А мальчики? Они уже в четыре года и на столярных, и на слесарных станочках могли работать, и дрова пилили, и мебель ремонтировали.
Наши предки связь тонкой моторики рук с речью чувствовали интуитивно, поэтому-то и вкладывали в слабые детские ручки тесьму и шнурки, иголки и спицы, молоток и гвозди. Обучая детей и внуков простейшим трудовым навыкам, они способствовали развитию моторики у детей,  развитию их речи. Уходя корнями в прошлое, эти нехитрые приемы народной педагогики могут быть действенны и сегодня. Они лежат в основе популярной ныне Монтессори-педагогики. Поэтому есть смысл вспомнить обо всех сокровищах «бабушкиного сундучка» и «дедушкиного чемоданчика».

Не опоздать! Тренируем мелкую моторику у детей с самого рождения.

Начало занятий с малышом не стоит откладывать. Все основные жизненные навыки у него закладываются буквально с пеленок. В период до года у ребенка активно развиваются слуховые, кинестетические, вкусовые и тактильные ощущения, формируются предпосылки правильной речи. Поэтому в минуты бодрствования малыша займите его внимание погремушкой, сделайте легкий массаж-поглаживание ручек-ножек. Легкое поглаживание пальчиков и ладошек необходимо делать регулярно, это способствует развитию мелкой моторики.

развитие моторики

Ваши руки – чистые и теплые. Они нежно касаются пальчиков и ладошек крохи. В период новорожденности кулачки у ребенка сжаты. Но, увидев протянутую руку, малыш обязательно ухватится за один палец. Когда же пальчики разожмутся, погладьте их по очереди от основания до кончиков. Но при этом ни в коем случае не тяните!

Игры для моторики: игра «Кольцо».

Дайте малютке ухватиться за ваш большой палец на левой руке. Большой и указательный палец правой руки образуют «кольцо» вокруг запястья малыша. А теперь водите кольцо от запястья к локтю. И так – несколько раз. Затем смените руку крохи.
Перебирая каждый пальчик ребенка, давайте пальцам имена.
Прикладывайте кончики крошечных пальчиков к своим губам, целуйте их. Так вы не только выразите свою любовь к своему сокровищу, но и разовьете его тактильные ощущения. Все свои действия сопровождайте ласковым проговариванием, например:
Вот он наш кулачок:
Этот пальчик толстячок,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик маленький.
Вы доставите малышу огромное удовольствие, если возьмете его ручки в свои и, исполняя ритмичную потешку, будете хлопать его ладошками т стучать кулачками в такт:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью.
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Игры для моторики: пальчиковые игры.

развитие моторики

Если с первых дней малыша окружают слова потешек и прибауток, его вхождение в мир родного языка будет естественным. Малые формы народного фольклора прекрасно ложатся на пальчиковые игры. Как не вспомнить «Сороку-белобоку», «Козу-дерезу», «Ладушки». Даже трех-четырех-месячный кроха с удовольствием примет участие в подобных забавах.

Игры для моторики: Прилетели гуси.

Люли, люли, люли,
Прилетели гули (встряхните кисти малыша).
Стали гули ворковать (пощекочите пальцами раскрытые ладошки ребенка),
Стали гули хлопотать (похлопайте ладошками малыша).
Залетели в уголок (ваши пальцы «бегут» по руке малыша от ладошки к локтю),
Зажигали огонек (слегка потрогайте локотки ребенка).
Стали кашку варить («варите кашу» указательным пальцем),
Стали Машу кормить (ладошки ребенка прижмите к груди).

Воробьи и горох.

Прилетели воробьишки в огород.
(Помашите кистями рук ребенка, как крылышками).
Спрашивают: «Чей горох? Чей горох?»
(Стучите своим указательным пальцем по раскрытой ладошке малютки).
Маша говорит: «Мой горох! Мой горох!»
(Дважды прижмите ручки малыша к его груди).
Воробьишки спрашивают: «Чиви, чиви, чиви?»
(Сложив большой и указательный пальцы, стучите ими по ладошке крохи).
Маша говорит: «Кыш, пошли!»
(Возьмите малыша возле запястья и сделайте «отгоняющие» движения).
Воробьишки: «Прр! Полетели!»
(Помашите кистями рук ребенка, как крылышками).
На головку Маше сели.
(Ручки малыша положите на голову).

Цыпленок и зернышки.

Взрослый говорит: «Где цыпленочек? Вот желтый цыпленочек. Он маленький, пушистый».
(Сложите указательный и большой пальцы ребенка в виде клювика, остальные сожмите в кулачок).
«Потерял цыпленок маму и пищит:
«Пи-пи-пи».
(«Клювик» раскрывается).
«Как цыпленочек зовет маму курочку? А вот и мама!»
(Из своей руки сделайте «курочку»).
«Она кудахчет: «Ко-ко-ко». Как курочка кудахчет? Курочка принесла цыпленочку зернышки. Давай покормим цыпленочка из ладошки. Как он будет клевать зернышки? Клюв-клюв-клюв!»
(«Клювик цыпленка» стучит по раскрытой ладошке другой руки).
«Цыпленочек склевал зернышки и стал бегать».
(Покажите малышу, как указательный и средний пальцы могут «бежать» по ладошке и пальчикам).
В этом развлечении есть и знакомство с новыми словами, и обучение звукоподражаниям, и развитие тонкой моторики. Устраивайте такие игры регулярно. Малыш будет вам подыгрывать. Чтобы речь появилась вовремя, побуждайте малыша совершать какие-то действия, имитировать голоса птиц и зверей.

Ах, как интересно! Усложняем игры для моторики рук.

Если пальчиковые игры пришлись вам и малышу по вкусу, после года можно разучить еще более сложные сценарии.

Мышка мыла лапку.

Мышка мылом мыла лапку
(вместе имитируйте мытье рук).
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой
(потрите большой пальчик малыша),
Сполоснув затем водой.
Не забыла и указку
(потрите указательный),
Смыв с него и пыль, и краску.
Средний мылила усердно (соответственно)
Самый грязный был, наверно!
Безымянный терла пастой
(не сильно потрите) –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла (соответственно):
Очень он боялся мыла!

Угощение гномов.

Стали гномы гостей приглашать
(кроха совместно с вами выполняет зовущее движение кистями обеих рук).
Стали гномы гостей угощать
(берите левой рукой кисть ребенка и поворачивайте ее ладонью вверх. Указательным пальцем правой руки надавливайте на подушечку каждого пальчика).
Каждому гостю досталось варенье
(проводите указательным пальцем правой руки по каждому пальчику ребенка от основания до кончика).
Пальчики склеило то угощенье
(сожмите ладони малыша).
Плотно прижалась ладошка к ладошке.
Гости не могут взять даже ложки!
(Кроха пытается освободить ладошки)

Работа с тренажерами. Мелкая моторика.

развитие моторики

Для этого годятся орехи, карандаши, тесьма, шнурки, резиновые мячики. Их можно катать по ладошке и пальчикам крохи. Не забывайте про игрушки. Забавляясь с матрешками и кубиками, малыш тренирует тонкую моторику. Ваши старые куртки и платья тоже послужат тренажерами. Ребенок двух-трех лет может часами застегивать пуговицы, соединять липучки, забавляться молниями. Не забывайте про развивающие игры по системе Монтессори. Это перебирание крупы, рисунки на манке и закручивание крышечек на бутылочках.
Да, ТОНКАЯ МОТОРИКА РУК хоть и тонкая, но служит надежной гарантией появления чистой речи у малыша!

С уважением, Елена

Дорогие читатели, я всегда с большим интересом читаю все ваши комментарии к моим статьям. Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой отзыв. Ваше мнение очень важно для меня. Это позволит сделать блог более интересным и полезным. Буду вам очень признательна, если вы скажете "Спасибо", нажав на кнопки социальных сетей и поделитесь информацией с вашими друзьями. Всего Вам доброго!

УЗНАВАЙТЕ О НОВЫХ СТАТЬЯХ ПО ПОЧТЕ:

Введите ваш E-mail:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

"ВРЕМЕНА ГОДА"

СКАЧАТЬ КОМПЛЕКТ БЕСПЛАТНО

Времена года

Оставить комментарий или два
ПОДПИСКА

lepka-iz-plastilina-s-chego-nachat-i-dlya-chego-eto-nuzhno

ЛУЧШИЕ КОММЕНТАТОРОВ

  • Оставить комментарий