Развитие речи у детей 2-3 лет. Игры для развития речи

Развитие речи у детей 2-3 лет. Игры для развития речи

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости и друзья. Сегодня хочу немного рассказать про развитие речи у детей 2-3 лет. Сейчас многие задаются вопросом, как развивать речь у ребенка?

Дочке сейчас 2,5 года. И почти до 2-х лет словарный запас ее состоял всего из нескольких основных слов (мама, папа, дай, баба, тетя, гав-гав, мяу).  Все понимала, правильно показывала, но не хотела говорить.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям.

Развитие речи малыша – это длинный путь с ежедневными играми и занятиями. Игра для ребенка – не просто развлечение. Играя, маленький человек учится познавать мир.

Вот и мы каждый день развивали ее речь в игре.  Чем конкретно мы занимались?

– Артикуляционная гимнастика логопедические сказки с артикуляционными упражнениями

– Пальчиковая гимнастика

– Развитие мелкой моторики

– Подвижные игры со звукоподражанием

– Беседы по картинкам и ответы на вопросы

– Чтение и обыгрывание потешек

Давайте рассмотрим каждый пункт поподробнее.

Это упражнения или гимнастика для языка. В статье “Артикуляционная гимнастика для детей” вы найдете много стишков и примеров такой гимнастики. Еще есть замечательная книга “Тру-ля-ля и бу-бу-бу” с логопедическими сказками- которая дочке очень нравится. Вот несколько страниц из этой книги (нажмите на картинку для увеличения):

Это инсценировка стишков или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

А еще с помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажете вы, а уж потом и малыш сможет сочинить свои «пальчиковые истории».

Вот несколько примеров таких стишков:

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

*******

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

*******

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папенька,

Этот пальчик маменька,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

*******

– Пальчик-мальчик! Где ты был?

– С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

*******

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик жарить стал,

Этот все на стол подал,

Этот сел, все съел,

От того и потолстел.

*******

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуты под углом как крыша)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

А мизинчик-малышок

Сам забрался на порог.

Вместе пальчики- друзья.

Друг без друга им нельзя.

*******

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

*******

О других интересных пальчиковых играх можно прочитать здесь, здесь и тут.

На нашем сайте собрано много игр на развитие мелкой моторики. Это игры с мелкими предметами: все, что может развить маленькие пальчики малыша. Примеры таких игр можете посмотреть в следующих статьях:

Развиваем моторику с помощью пуговок

Развитие моторики у детей

Секреты развития мелкой моторики

Развитие моторики – лепка из пластилина

Развивающие игры для малышей 3-4 лет

Эти игры чем-то напоминают пальчиковую гимнастику, только предназначены для всего тела.  Таких игр в интернете очень много, выбирайте подходящую для вашего малыша.

Например:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть.

Хлоп-Хлоп, хлоп-хлоп нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять нужно зайке поскакать

Прыг-скок, прыг-скок, нужно зайке поскакать.

Зайку кто-то испугал, Зайка прыг и ускакал.

*******

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

А за ней ребятки – желтые цеплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, дождевого червяка

Выпили водицы полное корытце.

(Взрослый говорит слова и показывает движения, предлагает детям (цыплятам) побежать за нею, повторить движения: «пощипать травку», «погрести лапками», «попить водицы». Дети показывают движения руками, ногами, запрокидывают голову назад).

Показывайте малышу разные картинки (можно устраивать тематические дни) и спрашивайте, что на них изображено, при этом задавая наводящие вопросы (во что одеты, чем заняты, грустный или веселый и т.д.). Фантазируйте, задавайте вопросы после прочтения сказки или стишка.

Подключите к этому процессу других членов семьи (папу, брата, сестру, бабушку, дедушку). Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что понравилось.

В процессе сюжетно-ролевой игры задавайте от лица “своего” персонажа много вопросов персонажу ребенка: что будет дальше, куда пойдет персонаж, что оденет, что будет делать и т.п.

Еще одно из интересных занятий – разговор по телефону. Такие разговоры, когда малыш не может видеть собеседника, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.

Потешки– это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка – потягивание со сна, одевание и т. д., которых тоже во всемирной паутине бесчисленное множество: на любой вкус и возраст.

Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Они позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.

Потешки для самых маленьких

Потешки про овощи и фрукты и разные продукты

И еще:

Вот кулак, (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени т.д.)

А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)

На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)

И крадется потихоньку. (3 раза) (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)

Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему подмышку.)

В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)

Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)

В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)

*******

Ежик, ежик колкий!

Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)

Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)

Ежик, ежик колкий!

Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)

Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в „замок”.)

*******

Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)

А потом сильнее дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)

Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень (Громко стучите ладошками.)

Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)

В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

*******

Шла лисичка по тропинке (Указательный и средний пальчики „идут” по поверхности.)

И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)

Пять опят (Покажите 5 пальцев правой руки.)

И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)

Для лисят (Сожмите пальцы правой руки в кулачок.)

И для лисичек. (Сожмите второй кулачок.)

*******

Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)

Хвостиком пошевелил, (Заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой.)

Ушки вверх поднял. (Обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки.)

*******

Куда бежите, ножки?

– Куда бежите, ножки?

– По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.

*******

Малыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши

Делают зарядку!

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!

Ноги шире!

*******

(держим руку вертикально

и как бы шагаем по пальцам)


В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем – семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова – очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата – втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

*******

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так –

Головой своей крутили

(поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так –

Дружно дерево качали

(наклоны туловищем вправо и влево)

И вразвалочку ходили,

И из речки воду пили

Вот так, вот так –

И из речки воду пили

(наклоны в перёд)

А ещё они плясали!

Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так –

Кверху лапы поднимали!

(поднимаем ручки)

*******

У меня пропали ручки.

(Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

(Показать.

То же с глазками, ушками, носиком –

закрывать их ладонями).

*******

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Вы думаете это все? Конечно же нет!  Игр на развитие речи очень много, обо всех не расскажешь в одной статье.

– Разговаривайте с малышом, побуждайте его отвечать на вопросы.

–  Почаще забавляйтесь с детьми игрой в пальчиковые игры

– Массируйте пальчики после каждого кормления или во время активного бодрствования.

– Давайте ребенку с 2 месяцев разные на ощупь предметы.

– С 10 месяцев для развития моторики подойдут следующие игрушки: набор складных матрешек, пирамидки. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы.

– С года может присоединиться игра с мозаикой и конструктором.

– С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы.

– Мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, аппликация.

– Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.

– Очищать крутые яйца.

– Чистить мандарины.

– Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.

– Собирать с пола соринки. Собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

– Лепить из теста печенье.

– Лепить из марципановой массы украшения к торту.

–  Открывать почтовый ящик ключом.

– Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки.

– Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

– Вешать белье, используя прищепки (натянуть веревку для ребенка).

– Помогать отвинчивать различные пробки: у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

– Помогать перебирать крупу.

– Закрывать задвижки на дверях.

– Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

– Собирать на даче или в лесу ягоды.

– Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

– Вытирать пыль, ничего не упуская.

– Включать и выключать свет.

– Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

– Перелистывать страницы книги.

Играйте и развивайтесь! Всего вам доброго!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детки-Мамки