Развитие ребенка по месяцам: от рождения до года

Позади остались волнительные моменты ожидания малыша и трудные минуты его прихода в мир. Теперь ребенок начинает проходить долгий путь от новорожденного малыша до годовалого карапуза. В этой статье подробно рассмотрим календарь развития ребенка первого года жизни по месяцам.

В первый год развитие идет сверхбыстрыми темпами, которые не характерны больше ни для одного периода жизни человека. Только рост каждый месяц увеличивается в среднем на 2-3 см, а вес прибавляется на 500 – 700 г.

Первый месяц

В это время происходит адаптация организма к новым условиям существования, а именно:

  • общая продолжительность сна 16-18 часов в сутки, что способствует быстрому развитию и росту ребенка;
  • периоды бодрствования, как правило, посвящены кормлению и уходу за малышом;
  • грудное вскармливание воспринимается ребенком не только как получение питательных веществ, но и как время общения с матерью, установления эмоционального контакта с ней;
  • малыш учится фокусировать взгляд, удерживать головку, прислушиваться к обращенной к нему речи, произносить гласные звуки;
  • плач является основной формой общения с окружающими и несет информацию о дискомфорте;
  • адаптация происходит с помощью врожденных рефлексов, некоторые из которых угасают со временем (сосательный, хватательный, поисковый, рефлекс ходьбы), а некоторые сопровождают человека всю жизнь (чиханье, моргание и другие).

Второй месяц

В норме, здоровый ребенок второго месяца будет иметь следующие достижения:

  • произношение нараспев звуков “а”, “о”, “у”, а так звуковых фраз “агу”, “ага”;
  • малыш ненадолго приподнимает и удерживает голову;
  • комплекс оживления – ребенок начинает активно двигаться, улыбаться при появлении значимого взрослого;
  • кроха следит глазами за игрушкой, а так же поворачивает голову в сторону источника звука;
  • ладошки еще по-прежнему сжаты в кулачки, но если вложить в них погремушку, малыш постарается ее удержать;
  • активно развивается зрительный аппарат, поэтому малыш начинает различать цвета;
  • переворачивается с бочка на спинку.

Третий месяц

При правильном развитии в этот период наблюдаются следующие изменения:

  • удлиняются периоды бодрствования между сном до 1,5 часов, дневной сон укорачивается, а ночной увеличивается;
  • активно переворачивается со спины на бочок, делает попытки приподняться на локтях, долго удерживает голову, а в вертикальном положении поворачивает ее в разные стороны, в зависимости от положения интересного предмета, источника света или звука;
  • активно общается с окружающими с помощью звукопроизношения и мимики, криком и плачем дает понять о дискомфорте;
  • расправленными ладошками захватывает предмет и тянет его в рот для исследования.

Четвертый месяц

Согласно календарю развития, малыш должен иметь следующие достижения:

  • активно переворачивается со спинки на животик, держит голову, поднимается на предплечьях;
  • приподнимает верхнюю часть туловища, лежа на спине, делая, таким образом, попытку сесть;
  • начинает по-пластунски ползать;
  • хватает интересные и любимые игрушки, тянет их в рот;
  • с удовольствием бросает предметы и стучит ими;
  • фокусирует взгляд и следит глазами за движущимися предметами;
  • реагирует на свое имя;
  • выделяет из всех окружающих мать и расстраивается, когда она пропадает из поля его зрения;
  • среди лепета появляются самые простые в произношении сочетания “ба”, “па”, “ма”.

Пятый месяц

В этот период наблюдается активный скачок в развитии младенца:

  • активно переворачивается со спины на животик, ползает, хочет сесть, встать на ножки;
  • начинают прорезываться зубки;
  • различает близких и чужих, на появление чужого человека может отреагировать плачем;
  • ребенок начинает выступать инициатором общения с взрослыми – протягивает руки, зовет;
  • в речи появляются подражание на простые слова “мама”, “папа”, “баба”;
  • продолжает осваивать манипуляции с предметами – бросает, стучит, облизывает, хватает.

Шестой месяц

В течение первого полугодия ребенок многому научился, но шестой месяц имеет свои особенности:

  • малыш с удовольствием сидит и стремится встать на ножки;
  • проявляет интерес к еде из маминой тарелки, вводится прикорм, с графиком которого стоит ознакомиться у педиатра;
  • встает на четвереньки и раскачивается взад и вперед;
  • активно изучает причинно-следственные связи – если нажать на кнопку – включится свет, дунуть в трубу – раздаться звук;
  • учится находить взглядом объект, который называет взрослый;
  • в речи появляются согласные звуки “с”, “з”, “в”, “ф”, подражает речи взрослых, отлично ориентируется в интонации услышанной речи.

Седьмой месяц

Седьмой месяц имеет следующие особенности:

  • делает попытки ползать на четвереньках, сидит, иногда опираясь на руки – это отличный показатель готовности опорно-двигательного аппарата к ползанию;
  • старается кушать с ложки и пить из кружки;
  • с опорой встает на две ножки и может некоторое время постоять;
  • любит ходить, если его поддерживают;
  • совершенствует манипуляции с предметами – трясет, хватает, бросает, толкает, стучит, тянет в рот, ломает, рвет;
  • знает и может показать части тела;
  • подражает мимике и манере поведения взрослых.

Восьмой месяц

Малыш становится очень активным и любознательным, поэтому не стоит оставлять его одного в комнате. К восьми месяцам ребенок достиг следующего:

  • наблюдается тесная привязанность к матери, может разразиться плачем, если мама уходит;
  • сидит, встает на ножки и ходит с опорой;
  • растет активный и пассивный словарный запас;
  • осознанно произносит слова: “мама”, “папа”;
  • активно развивается эмоциональный интеллект – появляются эмоции радости, огорчения, раздражения, удивления;
  • с удовольствием играет с пирамидками, кубиками, посудой.

Девятый месяц

Наблюдаются такие изменения:

  • малыш старается вставать из положения лежа и садиться из положения стоя, старается влезть на стул, открыть ящики и коробки;
  • старается поддерживать в порядке свое “игрушечное хозяйство” – убирает на место игрушку и знает, где лежит тот или иной предмет;
  • развивается и совершенствуется мелкая моторика – берет мелкие предметы, рвет бумагу, мнет пластилин;
  • пытается сам одеваться и есть с помощью ложки;
  • с удовольствием выполняет несложные поручения взрослых;
  • расширяется словарный запас – хорошо понимает слова: “нет”, “мыть”, “дай” и другие.

Десятый месяц

Активный рост и набор массы тела замедляется, но активное развитие продолжается:

  • ползающий ребенок может очень быстро перемещаться в знакомом пространстве;
  • встает на ноги из положения сидя и делает попытки идти без опоры;
  • совершенствуются движения рук – малыш может открывать и закрывать предметы, строит башенки из кубиков, держит ложку в руках, может удерживать в одной руке несколько предметов;
  • все действия ребенок, как правило, выполняет удобной ему рукой;
  • продолжает развиваться активный словарный запас – появляются новые слова;
  • расширяется пассивный словарный запас – ребенок знает название многих предметов и может указать на них рукой или пальчиком.

Одиннадцатый месяц

Происходят такие изменения как:

  • малыш активно передвигается в пространстве, а некоторые уже ходят без опоры;
  • старается быть самостоятельным – ест, пьет из кружки, одевается;
  • хорошо улавливает интонацию взрослого – знает, когда его хвалят и когда разговаривают строго;
  • проявляет активный интерес к ярким предметам.

Двенадцатый месяц

У ребенка двенадцатого месяца жизни тоже существуют свои особенности:

  • многие дети начинают самостоятельно ходить;
  • появляется чувство эмпатии – может заплакать, если заплакал другой ребенок, мама, значимый взрослый;
  • знает функциональное назначение многих предметов – выключатель, телефон, ложка, кастрюля и других;
  • старается соблюдать порядок в игрушках – с помощью взрослого убирает игрушки на место;
  • почти полностью понимает обращенную к нему речь;
  • имеет очень тесную привязанность к родителям;
  • активный словарный запас малыша этого возраста в норме составляет 10-15 слов;
  • использует речь для объяснения своих желаний.

Приведенный выше график является лишь условным ориентиром, ведь каждый ребенок имеет свой темп. Иногда случается, что малыш несколько задерживается в развитии на первом году, а потом догоняет и перегоняет своих сверстников. В любом случае молодой маме не стоит поддаваться паническим настроениям, но следует сказать о своих опасениях педиатру, чтобы получить грамотную консультацию и адекватные рекомендации.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *