Позади остались волнительные моменты ожидания малыша и трудные минуты его прихода в мир. Теперь ребенок начинает проходить долгий путь от новорожденного малыша до годовалого карапуза. В этой статье подробно рассмотрим календарь развития ребенка первого года жизни по месяцам.
В первый год развитие идет сверхбыстрыми темпами, которые не характерны больше ни для одного периода жизни человека. Только рост каждый месяц увеличивается в среднем на 2-3 см, а вес прибавляется на 500 – 700 г.
Первый месяц
В это время происходит адаптация организма к новым условиям существования, а именно:
общая продолжительность сна 16-18 часов в сутки, что способствует быстрому развитию и росту ребенка;- периоды бодрствования, как правило, посвящены кормлению и уходу за малышом;
- грудное вскармливание воспринимается ребенком не только как получение питательных веществ, но и как время общения с матерью, установления эмоционального контакта с ней;
- малыш учится фокусировать взгляд, удерживать головку, прислушиваться к обращенной к нему речи, произносить гласные звуки;
- плач является основной формой общения с окружающими и несет информацию о дискомфорте;
- адаптация происходит с помощью врожденных рефлексов, некоторые из которых угасают со временем (сосательный, хватательный, поисковый, рефлекс ходьбы), а некоторые сопровождают человека всю жизнь (чиханье, моргание и другие).
Второй месяц
В норме, здоровый ребенок второго месяца будет иметь следующие достижения:
- произношение нараспев звуков “а”, “о”, “у”, а так звуковых
фраз “агу”, “ага”; - малыш ненадолго приподнимает и удерживает голову;
- комплекс оживления – ребенок начинает активно двигаться, улыбаться при появлении значимого взрослого;
- кроха следит глазами за игрушкой, а так же поворачивает голову в сторону источника звука;
- ладошки еще по-прежнему сжаты в кулачки, но если вложить в них погремушку, малыш постарается ее удержать;
- активно развивается зрительный аппарат, поэтому малыш начинает различать цвета;
- переворачивается с бочка на спинку.
Третий месяц
При правильном развитии в этот период наблюдаются следующие изменения:
удлиняются периоды бодрствования между сном до 1,5 часов, дневной сон укорачивается, а ночной увеличивается;- активно переворачивается со спины на бочок, делает попытки приподняться на локтях, долго удерживает голову, а в вертикальном положении поворачивает ее в разные стороны, в зависимости от положения интересного предмета, источника света или звука;
- активно общается с окружающими с помощью звукопроизношения и мимики, криком и плачем дает понять о дискомфорте;
- расправленными ладошками захватывает предмет и тянет его в рот для исследования.
Четвертый месяц
Согласно календарю развития, малыш должен иметь следующие достижения:
активно переворачивается со спинки на животик, держит голову, поднимается на предплечьях;- приподнимает верхнюю часть туловища, лежа на спине, делая, таким образом, попытку сесть;
- начинает по-пластунски ползать;
- хватает интересные и любимые игрушки, тянет их в рот;
- с удовольствием бросает предметы и стучит ими;
- фокусирует взгляд и следит глазами за движущимися предметами;
- реагирует на свое имя;
- выделяет из всех окружающих мать и расстраивается, когда она пропадает из поля его зрения;
- среди лепета появляются самые простые в произношении сочетания “ба”, “па”, “ма”.
Пятый месяц
В этот период наблюдается активный скачок в развитии младенца:
активно переворачивается со спины на животик, ползает, хочет сесть, встать на ножки;- начинают прорезываться зубки;
- различает близких и чужих, на появление чужого человека может отреагировать плачем;
- ребенок начинает выступать инициатором общения с взрослыми – протягивает руки, зовет;
- в речи появляются подражание на простые слова “мама”, “папа”, “баба”;
- продолжает осваивать манипуляции с предметами – бросает, стучит, облизывает, хватает.
Шестой месяц
В течение первого полугодия ребенок многому научился, но шестой месяц имеет свои особенности:
малыш с удовольствием сидит и стремится встать на ножки;- проявляет интерес к еде из маминой тарелки, вводится прикорм, с графиком которого стоит ознакомиться у педиатра;
- встает на четвереньки и раскачивается взад и вперед;
- активно изучает причинно-следственные связи – если нажать на кнопку – включится свет, дунуть в трубу – раздаться звук;
- учится находить взглядом объект, который называет взрослый;
- в речи появляются согласные звуки “с”, “з”, “в”, “ф”, подражает речи взрослых, отлично ориентируется в интонации услышанной речи.
Седьмой месяц
Седьмой месяц имеет следующие особенности:
- делает попытки ползать на четвереньках, сидит, иногда опираясь на руки – это отличный показатель готовности опорно-двигательного аппарата к ползанию;
- старается кушать с ложки и пить из кружки;
- с опорой встает на две ножки и может некоторое время постоять;
- любит ходить, если его поддерживают;
- совершенствует манипуляции с предметами – трясет, хватает, бросает, толкает, стучит, тянет в рот, ломает, рвет;
- знает и может показать части тела;
- подражает мимике и манере поведения взрослых.
Восьмой месяц
- наблюдается тесная привязанность к матери, может разразиться плачем, если мама уходит;
- сидит, встает на ножки и ходит с опорой;
- растет активный и пассивный словарный запас;
- осознанно произносит слова: “мама”, “папа”;
- активно развивается эмоциональный интеллект – появляются эмоции радости, огорчения, раздражения, удивления;
- с удовольствием играет с пирамидками, кубиками, посудой.
Девятый месяц
- малыш старается вставать из положения лежа и садиться из положения стоя, старается влезть на стул, открыть ящики и коробки;
- старается поддерживать в порядке свое “игрушечное хозяйство” – убирает на место игрушку и знает, где лежит тот или иной предмет;
- развивается и совершенствуется мелкая моторика – берет мелкие предметы, рвет бумагу, мнет пластилин;
- пытается сам одеваться и есть с помощью ложки;
- с удовольствием выполняет несложные поручения взрослых;
- расширяется словарный запас – хорошо понимает слова: “нет”, “мыть”, “дай” и другие.
Десятый месяц
- ползающий ребенок может очень быстро перемещаться в знакомом пространстве;
- встает на ноги из положения сидя и делает попытки идти без опоры;
- совершенствуются движения рук – малыш может открывать и закрывать предметы, строит башенки из кубиков, держит ложку в руках, может удерживать в одной руке несколько предметов;
- все действия ребенок, как правило, выполняет удобной ему рукой;
- продолжает развиваться активный словарный запас – появляются новые слова;
- расширяется пассивный словарный запас – ребенок знает название многих предметов и может указать на них рукой или пальчиком.
Одиннадцатый месяц
Происходят такие изменения как:
- малыш активно передвигается в пространстве, а некоторые уже ходят без опоры;
- старается быть самостоятельным – ест, пьет из кружки, одевается;
- хорошо улавливает интонацию взрослого – знает, когда его хвалят и когда разговаривают строго;
- проявляет активный интерес к ярким предметам.
Двенадцатый месяц
- многие дети начинают самостоятельно ходить;
- появляется чувство эмпатии – может заплакать, если заплакал другой ребенок, мама, значимый взрослый;
- знает функциональное назначение многих предметов – выключатель, телефон, ложка, кастрюля и других;
- старается соблюдать порядок в игрушках – с помощью взрослого убирает игрушки на место;
- почти полностью понимает обращенную к нему речь;
- имеет очень тесную привязанность к родителям;
- активный словарный запас малыша этого возраста в норме составляет 10-15 слов;
- использует речь для объяснения своих желаний.
Приведенный выше график является лишь условным ориентиром, ведь каждый ребенок имеет свой темп. Иногда случается, что малыш несколько задерживается в развитии на первом году, а потом догоняет и перегоняет своих сверстников. В любом случае молодой маме не стоит поддаваться паническим настроениям, но следует сказать о своих опасениях педиатру, чтобы получить грамотную консультацию и адекватные рекомендации.